en

«Шестидесятники. Отдых». Выставка в Музее Парка Горького

Кураторы: Тим Ильясов, Алена Неботова

Текущий сезон в музейном пространстве Москвы оказался «оттепельным»: масштабные выставки в Третьяковской Галерее, Музее Москвы и ГМИИ им. А.С. Пушкина рассказали москвичам об искусстве и образе жизни людей «эпохи мечты».

Оттепельный фестиваль завершает музей Парка Горького с выставочным проектом об отдыхе шестидесятников.  Хрущевскую эпоху часто ассоциируют с молодостью – и не случайно. После потерь Великой Отечественной самый большой процент населения в те годы составляли двадцатилетние. Так, на авансцене научной, спортивной, культурной жизни СССР 60-х появились новые лица –  молодые ученые, художники, поэты, кинематографисты. Эти же мечтатели и энтузиасты обновили и сферу развлечений – в сравнении с опытом предыдущего поколения их досуг стал более свободным, интеллектуальным и персонифицированным. Массовые гуляния уступили место открытым лекциям, концертам джаз-бэндов и поэтическим чтениям.  

«Это было веселое, счастливое время. Все мы появились на свет почти одновременно. Это был 59-й год, плюс-минус несколько месяцев, мы все вдруг оказались знакомы, и сразу – близки. Хотя были в огромной степени людьми провинциальными. И, не скрою, нас очень сближали места отдыха. Мы были первым поколением за советский период, которому так выпали карты: мы пришли в литературу тогда, когда в ней можно было быть более или менее искренними».
Из мемуаров драматурга Юлиуса Элдиса

Небольшая выставка в залах Музея Парка Горького включает как редкие кадры и артефакты из архива парка, так и бытовые вещи (из коллекции Московского Музея Дизайна и частных собраний), характеризующие отдых шестидесятников.

Особое внимание уделено Всемирному Фестивалю Молодежи и Студентов 1957 года – невероятному празднику свободы, мероприятия которого проходили в том числе в Парке Горького: например, легендарный водный праздник-парад на Москве-реке.

Часть экспозиции будет посвящена поэтам-шестидесятникам: Белле Ахмадулиной, Роберту Рождественскому, Андрею Вознесенскому, Евгению Евтушенко.

Говоря об этой эпохе, невозможно обделить вниманием общепит шестидесятых – кафе и рестораны, пожалуй, наиболее заметная часть городской культуры эпохи оттепели. В одной из витрин Музея будут выставлены несколько бытовых артефактов, а на экранах – транслироваться знаменитая комедия Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу».

«Среди точек притяжения московской богемы тех лет значилось Кафе “Националь” – на первом этаже гостиницы с одноименным названием. Обаяние пейзажа, открывавшегося из окна кафе, затмевало все недостатки заведения, включая высокие цены. Среди огромного количества участников различных застолий правящих бал в “Национале”, украшением были известные мэтры литературного мира. И в первую очередь писатели Юрий Олеша и Михаил Светлов».
Борис Мессерер, театральный художник, сценограф

«Стиль эпохи требовал легкости, подвижности, открытости. Даже кафе стали на манер аквариумов – со стеклянными стенами всем на обозрение. И вместо солидных, надолго, имен вроде «Столовая-43», города и шоссейные дороги страны усыпали легкомысленные «Улыбки», «МИНутКИ», «Ветерки». Бодрая Эпоха повлияла даже на меню, поэтому в ресторане подавалась вырезка в соусе «Модерн» и телячья паровая котлета «Радость». Если даже котлета участвовала в борьбе за новое, то ясно, что веселым настроем, боевым огоньком, звонким смехом откликнулись литература, музыка, театр, кино».
Из мемуаров журналиста и писателя Петра Вайля

Набережные и парки также стали значимыми местами в жизни горожан: здесь звучала модная музыка, читались стихи, здесь встречались и влюблялись, здесь спорили физики с лириками и обсуждались полеты в космос.

«От Манежной площади прямо по мостовой, пренебрегая гудками машин и милицейскими трелями, подымалась толпа, никогда на московских улицах не виданная. Пёстрая, почти карнавально разодетая, непочтительная, весёлая, звенящая гитарами, бьющая в барабаны, дующая в дудки, орущая, поющая, танцующая на ходу, хмельная не от вина, а от свободы и самых чистых и лучших чувств, незнакомая, неизвестная, разноязыкая – и до озноба, до боли родная…»
Анатолий Макаров, журналист, прозаик

О МУЗЕЕ

Музей Парка Горького открыт внутри Главного входа, построенного в 1955 году по проекту архитекторов Юрия Щуко и Ассена Спасова. Постоянная экспозиция знакомит гостей с главными вехами истории Парка от середины XVIII века до сегодняшнего дня. С помощью очков oculus-rift здесь можно совершить виртуальный прыжок с парашютной вышки 1930-х годов, а в галерее на 4 этаже посмотреть временные выставки. Со Смотровой площадки Музея, которая расположена на крыше Главных ворот, открывается вид на панораму Москвы. Здесь установлены бинокуляры с 25-кратным увеличением.

График работы:
Ежедневно кроме понедельника с 11:00 до 23:00 (касса открыта до 22:00)
Стоимость билета: 300 рублей,  льготный – 150 рублей.

 

Другие события