en

Нескучный загородный дом

Нескучный загородный дом

Усадьба располагалась на участке с ярко выраженным рельефом местности. Ровная поверхность земли составляла лишь треть площади владения, всю остальную территорию занимали древние глубокие протяженные овраги с отвесными стенами и крутым склоном к реке. Отроги оврага глубоко врезались в ровную поверхность имения.

Создателем ансамбля этой подмосковной усадьбы в стиле «елизаветинского» барокко был выдающийся московский зодчий XVIII в. князь Д. В. Ухтомский. Усадьба располагалась на участке с ярко выраженным рельефом местности. Ровная поверхность земли составляла лишь треть площади владения, всю остальную территорию занимали древние глубокие протяженные овраги с отвесными стенами и крутым склоном к реке. Отроги оврага глубоко врезались в ровную поверхность имения.

Д. В. Ухтомский блестяще обыграл столь неудобный участок, сочетав обязательную регулярную парадную зону парка с лесной «романтической» пейзажной частью, размещенной на отрогах оврага и служащей фоном для парадной зоны. Склоны оврага покрывал естественный липовый лес.

«Нескучный загородный дом» был увеселительной усадьбой князя Н.Ю. Трубецкого, предназначенной для пышных приемов и празднеств с фейерверками, костюмированными гуляниями и театрализованными представлениями. В комплекс Нескучного сада входили: парадный регулярный парк, размещенный на переднем плане, при въезде с Калужской дороги, а также сама усадьба, состоящая из четырех обособленных групп строений: в центре — главный дом с флигелями и курдонером, за регулярным парком — Гостиный дом со своим двором и службами, на отрогах оврага парковой части — павильоны: «Дом уединения». «Птичник» — менажерея, беседки, галерея и оранжерея, а в юго-восточном углу усадьбы — хозяйственный задний двор со служебными постройками.

 

Фоном для парадной композиции служила река — мотив воды был непременным атрибутом в усадьбах времени барокко. Все постройки, за исключением «Оранжереи», «Птичника» и «Галереи на острову» (будущего «Охотничьего домика»), были деревянными, небольших размеров. Над постройками усадьбы доминировал главный дом (тоже деревянный). Все строения были оштукатурены, окрашены в розовый цвет с белыми деталями и темно-красными кровлями. В фасадной композиции зданий применялись повторяющиеся детали, характерные для декора барокко: веерные замковые камни, рустованные пилястры, балюстрады, мотивы раковин и проч.

 

 

Регулярный парк был разбит на Г-образном участке. Его планировка основывалась на пересечении продольных и поперечных осей, образовывавших боскеты и Лабиринт. Главная продольная ось вела от передних ворот к курдонеру перед усадебным домом, продолжалась за домом, и, проходя по партеру, спускалась далее по склону к реке. В зоне регулярного парка она представляла собой прямую широкую аллею, сформированную из шарообразных и пирамидальных стриженых деревьев, обнесенную по контуру шпалерами. По обе стороны ее располагались четыре прямоугольных боскета из густой стриженой зелени: внутри них были высажены рядами плодовые деревья. Это было характерное для 1?й половины XVIII в. сочетание интересов традиционного экономического имения с усадьбой увеселительного типа. Весь регулярный парк был обнесен стенами стриженых шпалер. Продольные аллеи, ориентированные на шпалеры, продолжались перспективными живописными панно-обманками, вставленными в стены открытых беседок. Поперечные аллеи выходили на беседки-трельяжи. Пересечение аллей Лабиринта отмечалось постановкою белокаменных скульптур мифологических персонажей.

 

 

Главный двор отделялся от регулярного парка полукруглым курдонером. Здесь стояли двухэтажный дом-дворец и четыре служебных одноэтажных флигеля, расположенных по основным осям двора. Дворец являлся главным художественным акцентом усадьбы. Он имел прямоугольную форму плана, кубический объем и богато проработанные фасады в стиле «елизаветинского» барокко. За ним на пониженной террасе был разбит партер, обнесенный стеной из стриженной зелени. За ним начинался спуск к реке. Другая жилая группа — Гостиный двор с флигелями стояла в изгибе Г- образного регулярного парка на отрогах верховьев оврага и повторяла в миниатюре главный двор Нескучного. За Гостиным двором начиналась живописная увеселительная часть усадьбы, размещавшаяся на берегу оврага и склоне к реке, насыщенная архитектурой малых форм: «Птичным домом», «Домом уединения», беседками «Галереей» и «Оранжереей». В этой пейзажной зоне усадьбы Ухтомский «создал чарующую обстановку для отдыха балованного елизаветинского вельможи». Каменная «Галерея, стоящая на острову» располагалась на мысу оврага. Это был первоначальный объем «Охотничьего домика», единственного паркового павильона усадьбы Трубецкого, дошедшего до наших дней.

 

 

Ниже «Галереи» к реке шли полукруглые земляные сходы-серпантины, сохранившиеся до нашего времени. В парковой зоне усадьбы, на дне оврага, протекал ручей. В низовьях оврага был устроен каскадный пруд с деревянной плотиной (дамбой). В самом юго-западном углу Нескучного помещался «Задний двор», выходивший на Большую Калужскую дорогу. От регулярного парка он отделялся шпалерой и отрогом оврага. Здесь стояли людские службы, каретные сараи, конюшни, погреба. Середина XVIII в. — время расцвета Нескучного сада Трубецких, создания целостного, завершенного ансамбля с четкой логикой построения и соподчинения всех частей общей идее, яркое воплощение синтеза «регулярности и великолепия». Ухтомский решил как камерные задачи регулярной барочной усадьбы, так и градостроительные, органично включив ансамбль в панораму реки.

 

Имение открывается для прогулок

1776 году «Московские ведомости» объявляли, что «в доме Его Сиятельства Князь Петра Никитича Трубецкого… сего Июля с 21 дня по понедельникам и четвергам, в 6 часов пополудни, выключая дней, случающихся накануне торжественных праздников, под смотрением Мелхиора Гротти, содержателя Московского театра и разных зрелищ, бывают ваксалы, где за вход каждая персона платит по 1 рублю, выключая за ужин, напитки и конфекты, что все получается за особливую умеренную цену; онаго дому сад бывает иллюминован разными горящими в фонарях огнями; сверх того собирается музыка, состоящая в разных инструментах; словом, он, Гротти, по возможности своей старается делать все то, что послужить может к лучшему удовольствию благородного собрания: желающие же всякий день гулять в том саду впускаются безденежно, а за деньги достают только кушанья и напитки».

От первоначальной объемно-планировочной структуры усадьбы «Нескучное» середины XVIII века сохранились: фрагменты основных парковых планировочных направлений — главной дороги, спускающейся к реке (исключая участок парадного двора); перпендикулярной ей дороги, ведущей к берегу оврага (первоначально — к «Дому уединения»); главной оси Лабиринта и, частично, продолжающей ее дорожки диагонального боскета; а также павильон «Охотничий домик»; фундаменты и земляные основания парковых сооружений — «Оранжереи», «Галереи»; элементы геопластики — земляные сходы-серпантин; пруд и природный рельеф.

Дополнительная информация

Усадьба Трубецких

Рядом с имением Ягужинского, на северном высоком берегу оврага размещалась усадьба Трубецких, включавшая противоположный берег с руслом ручья. В середине XVIII в. она принадлежала генерал-прокурору Сената князю Никите Юрьевичу Трубецкому и называлась «Нескучный загородный дом».

Другие места